Свяжитесь с нами:
ru/en с 8:00 до 20:00 (GMT+8)
по балийскому времени

История Бали

 

Исторический процесс всегда не однозначен. В силу того, что до нас доходят сведения, письменные памятники и артефакты, субъективно тракуемые историками и людьми, исследующими прошлое, определить, как на самом деле складывалась история того или иного народа – всегда запутанно и сложно. Мы приводим некоторые периоды, вехи и спорные моменты жизни балийцев. И собрали несколько источников и точек зрения на различные ситуации истории острова Бали. В течение времени мы будем дополнять эту статью в соответствии с новыми материалами и работами на эту тему.

Раннее время острова Бали

В древних летописях крайне редко можно встретить упоминания истории Бали. Ближайшие свидетельства датируются 2 500 годом до н. э. и сообщают о том, что первые австронезийские поселенцы из Китая и Малазии прибыли морским путем на остров через территории современных Филиппин и Тайваня. В то же время и была изобретена искусная система орошения (subak) террас культивирования риса, которая используется байлицами и по сей день.
Период бронзового века в истории Бали ознаменован привезенными в 3-м веке до нашей эры китайскими и вьетнамскими переселенцами изделиями из бронзы, меди и железа. Артефакты, свидетельствующие об их жизни и укладе, были обнаружены в северо-западной части острова, в районе Гилиманук. Основной деятельностью этих переселенцев были рыболовство, охота и фермерство. 

Эпоха переселенцев на Бали

Следующий этап истории острова можно определить периодом влияния индийских торговцев, которые прибыли на Бали в 1 веке н.э. Именно они и послужили началу вероисповеданию индуизма этой части Индонезии. В результате в пятом веке нашей эры здесь было основано индуистское королевство.
В связи с тем, что на Бали постоянно прибывали переселенцы с различных прилегающих территорий, в генах современных жителей острова есть следы китайской, малайской, меланезийской, полинезиской и яванских этносов.
На момент образования индуистского королевства на Бали обособленно друг от друга существовали различные группы народностей, имеющие отличные традиции и верования.
Ярким примером того может послужить закрытое племя Ага, в 8 веке н.э. переселенцы которого прибыли из одноименной деревни на востоке острова Явы. Это поселение обосновалось в горных райнах близ вулканов Агунг и Батур. Уклад их общины отличается жесткой иерархией и традициями, не приветствующими ассимиляцию и влияние извне. С древних времен и по сей день эти племена непоколебимо сохраняют правила поведения и образ жизни, сложившийся за многие годы.
Первое письменное упоминание об острове на древнем балийском санскрите, датированное 914 годом н.э., было обнаружено на столбе Беланджонг (Belanjong). Сейчас этот памятник культуры находится в одноименном храме в районе Санур. В музеях той части острова вы можете ближе познакомиться с предметами, сохранившими память об истории и культуре Бали.

Бали и Ява. Королевство Маджапахит

История острова тесно связана с соседствующей Явой, которая располагается в гряде Индонезийского архипелага севернее от Бали. В 11 веке н. э. Ява также исповедовала индуизм, и её влиние можно проследить в религии, культуре, быту, искусстве и даже кухне балийцев. Острова сблизились благодаря установлению связям яванского короля Аирланга и королевства Бали, куда позже переехала его мать. Но эти равные дипломатические отношение и автономия Бали просуществовали лишь до 1284 года, года завоевания независимого острова королём Явы Кертанегаром.
Его правление не было долгим, он был убит 8 лет спустя в 1292 году. Его сын и наследник Виджае положил начало «золотому веку» Явы и Бали, основав Королевство Маджапахит. Его влияние охватывало земли от Малазии до Молуккских островов (островов специй) и было самым могущественным в этом регионе. Эти периоды истории Бали отмечены благополучием и духовным развитием: тогда начинается строительство многих сохранившихся до нашего времени храмов.
Закат королевства Маджапахит пришелся на конец 15-го века и произошел в результате децентрализации власти и стремлению князей на местах к независимости. В этот же период на территории Индонезии нашёл своё распространение ислам, завезенный купцами Ближнего Востока. Элита общества, интеллигенция, свещеники, судьи и художники во главе с последним королём династии Маджапахит покинули Яву, переселившись на Бали. Эта волна мысли и духа и легла в основу культуры острова, которое выдержала натиск времени и религии ислама. Яркой вехой развития культуры можно отметить основание яванским священником Ниратхой таких известных балиских храмов как Танах Лот.

Об истории королевства Маджапахит можно узнать подробнее из книги 

Голландское вторжение на Бали

Ряд военных интервенций армии Королевства Нидерландов на остров Бали:  

Первыми европейцами, причалившими к берегам Индонезии были Марко Поло в 1292 году и Васко да Гама в 1512. Их путешествие не достигло Бали. Лишь в 1597 году голландец Корнелис де Хутман первым ступил на землю этого острова. Интерес Голландии был обусловен лишь торговой и финансовой выгодой, а не интересом к культуре и обычаям народов, населявших Бали в то время. Основание голландским королевством Ост-Индийской Компании имеет радикальное влияние на историю Индонезии, отголоски которой можно заметить в менталитете индонезийцев и сейчас.
В 19 столетии колониальный конроль Голландии распространился по всему архипелагу. К этому моменту королевства Бали, сегодня это мунципальные районы острова, Карангасем, Клункунг, Менгви, Джимбаран и Табанан прекратили своё существование. В ответ на стремление балийцев сохранить свою независимость колониальная политика голландцев была агрессивна. С 1846 по 1949 годы голландские войска силой подавляли сопротивление, но им удалось завоевать лишь Север острова.
Город «Сингараджа» стал колониальной столицей Голландии на Бали. Позже им также удалось подчинить и Восток острова, но Юг продолжал защищаться и не шёл на компромисcы.
Возде берегов Санура в 1902 году потерпело крушение китайское торговое судно. Этот инцидент позволил голландцам выдвинуть безосновательные требования о компенсации. Король Бадунга ответил категорическим отказом, который послужил причиной военной операции Голландии, войска которой высадились в Сануре в 1906 году. Следом за блокадой портов они направились во дворец королевства Бадунг.
Дальнейшие события оставили яркий и трагичный след в истории Бали, но пошатнули влияние голландцев в регионе. Подошедшие ко дворцу голландские военные не встретили сопротивления, на встречу им шла многочисленная процессия, облачённая в белые церемониальные одежды, которую возглавял священник. Не дойдя 100 шагов до голландцев священослужитель вонзил себе в грудь ритуальный клинок крис. Его примеру последовала вся процессия – мучины и женщины, убившие также и своих детей. Это событие – массовое ритуальное самоубийство Попутан (Poputan).
Балийцы выбрали право самим решать свою судьбу и свободу страданиям от неравной борьбы с вооруженными воинов Голландии и колониальному угнетению. Несмотря на то, что сам король Бадунга и его сын сдались в плен голландцам, двумя днями позже они также покончили жизнь самоубийством в тюрьме. Попутан у дворца Бадунга запустил волну массовых самоубийстви по всему Бали, в результате которой погибли более 4 000 человек. Это одна из самых печальных и трагичных страниц в истории острова.
После этого столкновения всё мировое сообщество осудило Голландию, что подорвало авторитет Ост-Индийской компании. Недовольство политикой в Индонезии присутствовало также и в Верхней Палате самого Голландского королевства. Не смотря на это, колониальные войска не остановили покорение Бали и завоевали остров силой.

Постколониальный период Бали

Период Ост-Индийской компании завершился в 1942 году оккупацией острова Империалистической Японией во время Второй Мировой Войны. После капитуляции Японии в августе 1945 голландцы предприняли попытку вновь вернуть колонии Индонезии и Бали, но встретили вооруженное сопротивление. Примером героизма можно привести самоотверженный поступок молодого полковника Густи Нгурах-Рая (в честь которого назван аэропорт на Бали), который в немногочисленном составе партизан атаковал воинов Голландии и героически погиб в бою. Именно его поступок вдохновил силы сопротивления и укрепил освободительных дух индонезийцев. Потеряв контроль над Индонезией, 17 августа 1945 года первый президент страны Сукарто объявил о независимости.

Несмотря на эти действительно сложный период эпохи колонизации в истории Индонезии и Бали, мы полагаем, что влияние голландцев также не однозначно. И столь длительное взаимодействие двух народов значительно повлияло на экономику и быт островного государства, и, в частности на порядок, дороги, культуру и Bintang Beer – «Звездное пиво». Кроме того, возможно именно давление со стороны Голландии послужило триггером к обединению Индонезии.

Трагические страницы истории Индонезии 1965-1966 годов

О событиях 1966 года подробнее можно узнать из фильма

История Бали – это светлые моменты периода расцвета и развития культуры и искусства, мрачные этапы колониального давления, трагические эпизоды освободительной борьбы и постоянное переплетение этносов, их культур, традиций и религий. Этот уникальный исторический процесс, сложившийся веками, и послужил тому, что такой разный и многогранный Бали по сей день сохраняет особенную и неповторимую самобытность.

Читайте также
Валюта на Бали: какие деньги везти с собой?
Собираясь в долгожданную поездку на Бали, многие озадачиваются различными денежными вопросами: в какой валюте лучше всего брать деньги с собой, можно ли расплачиваться долларами или евро на месте?